Ленинская теория культурной революции / Межуев В.М. // Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа / Под ред. В.Ж. Келле. Москва, 1984. С. 280-300.

Социалистическая культура — исторически закономерный этап развития общечеловеческой культуры. Она содержит необходимые условия и предпосылки для создания бесклассовой и интернациональной культуры коммунистического общества. В условиях общего кризиса капитализма, когда, по словам В. И. Ленина, «»цивилизованный», «культурный» капиталистический мир идет к неслыханному краху, который способен порвать и неминуемо порвет все основы культурной жизни»[1], перед человечеством встает дилемма: «…погубить всю культуру и погибнуть или революционным путем свергнуть иго капитала, свергнуть господство буржуазии, завоевать социализм и прочный мир»[2]. Судьба культуры, следовательно, оказывается тесно связанной с революционным движением пролетариата, с его борьбой за свержение старого и построение нового, коммунистического общества. К необходимости сохранения культуры и овладения всеми ее богатствами трудящихся подводит сама логика их революционной борьбы, но, только будучи освоенной массами, культура получает новую жизнь, обретает новые источники своего развития. Поэтому культурная миссия социализма неотделима от исторической миссии рабочего класса как ведущей силы в построении коммунистического общества. Изменяя революционным путем обстоятельства своей жизни и самих себя, пролетариат тем самым закладывает основу новой культуры, которая постепенно становится культурой всего общества. В этом состоит прямая связь между социально-экономической и политической деятельностью рабочего класса и общекультурным развитием человечества.

Установление общественной собственности на средства производства имеет важнейшее не только экономическое, но и культурное значение, ибо ведет к превращению человека труда из средства в главную цель (и результат) производства. Общественная собственность коренным образом изменяет тип общественного производства, характер [С. 281] создаваемого людьми общественного богатства. Главной и вместе с тем всеобщей формой этого богатства становится сам человек. Соответственно и общественное производство по своему характеру в полной мере предстает как производство не только вещей и идей, но и прежде всего самого человека. При утверждении общественной собственности остается необходимость постоянного увеличения производства материальных и духовных благ и улучшения их качества, однако та социальная форма, в которой эта необходимость давала о себе знать на предшествующих этапах, — форма господствующей над человеком и внешне ограничивающей его силы — устраняется. Производство благ становится не самоцелью, а условием свободного и всестороннего развития каждого человека. Поэтому указанная необходимость утрачивает характер социально-принудительной силы и оказывается тем, чем она является на самом деле, — естественной предпосылкой свободы и общественной самодеятельности индивидов.

Таким образом, при господстве общественной собственности экономическое, социальное и политическое развитие общества оказывается тесно связанным с его культурным развитием, с культурным ростом каждого члена общества. Внутренняя связь между экономикой, политикой и культурой вытекает из самой природы социалистического общества, творимого свободной и сознательной деятельностью «низов». Организация этих «низов», формы их объединения в социалистическом обществе не могут, разумеется, опираться ни на «дисциплину палки», ни на «дисциплину голода». Методы политического насилия и экономического принуждения в отношении трудящихся чужды природе социализма и не могут служить средством его построения. Организация труда при социализме «держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков, так и капиталистов»[3]. Из признания необходимости принципиально иной организации масс при социализме вытекает проблема культурного развития нового общества.

Отвергнув старые методы организации общественной жизни, В. И. Ленин увидел в культуре важное средство консолидации трудящихся масс в социалистическом обществе. Превращение культуры из орудия угнетения масс в один из факторов их освобождения, в условие их [С. 282] общественной самодисциплины и социальной активности практически означает решение задачи создания новой культуры, соответствующей целям и потребностям нового общества. Мерилом и критерием становления такой культуры оказывается та степень сознательности масс, в которой они вовлекаются в сферу хозяйственной и политической жизни, становятся активными участниками процесса общественного развития.

Основным звеном ленинской теории культуры является вопрос о соединении культуры с революционной деятельностью масс, с их созидательной (хозяйственной, организационной, политической) работой. Социализму нужна не культура, ориентирующаяся на массы как на пассивных, лишенных самодеятельной инициативы потребителей, а культура самих масс, находящая в их действиях единственно достойную форму своего существования. Эту проблему В. И. Ленин рассматривает как решающую с точки зрения социального преобразования страны.

В соединении культуры с массами заключается смысл и главная цель всех культурных преобразований при социализме. За этой проблемой скрывается, по словам В. И. Ленина, титаническая историческая работа всех трудящихся. Речь идет о колоссальном духовном сдвиге в жизни народа, о коренной переделке всех старых устоев труда, быта, сознания и психологии миллионов. С переходом к мирному этапу развития революции В. И. Ленин видел «коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм» в сосредоточении основного внимания на вопросах культуры. Если «раньше, — писал он, — мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т. д.», то теперь «центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу… у нас действительно теперь центр тяжести работы сводится к культурничеству»[4]. «Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной…»[5]

При выяснении сущности культурной революции как одной из общих закономерностей социалистического и коммунистического строительства необходимо учитывать, что здесь речь идет не о решении тех или иных отдельных проблем, а о коренном, качественном и целенаправленном [С. 283] преобразовании всех сторон жизни: общества, о принципиальном изменении всего хода истории. Если развитие истории поставило перед трудящимися в качестве непосредственно практической задачи необходимость целенаправленного строительства нового мира, то применительно к решению этой задачи актуализация исторического опыта человечества в практической деятельности людей должна осуществляться как формирование способности человека к сознательному историческому творчеству. Решение ее возможно только в результате совместной, организованной, сознательной деятельности миллионных масс трудящихся. Поэтому проблемы развития социалистической культуры В. И. Ленин ставил в один ряд с такими всемирно-исторического значения свершениями, как завоевание пролетариатом политической власти.

Завоевание власти требовало умения правильно использовать ее, т. е. ставило задачу развития у пришедших к власти трудящихся масс способности управлять. Этим объясняется постановка В. И. Лениным вопроса о необходимости немедленно приступить к обучению всех трудящихся делу управления. При этом учиться управлению приходилось непосредственно в процессе перестройки всей жизни общества, на ходу меняя и темпы, и методы обучения, и содержание «учебного процесса», но не утрачивая, а используя и переосмысливая позитивное содержание предшествующего исторического опыта.

Это и послужило основанием для ленинского вывода о том, что сразу после политического переворота перед нашей страной встали задачи культуры[6]. Сложность их состояла в том, что к строительству нового, коммунистического мира необходимо было приступить с тем «культурным и человеческим материалом», который был оставлен миром старым, капиталистическим. Тем более что в России в силу неразвитости капитализма массы не имели ни опыта пользования демократией (даже буржуазного типа), ни того уровня знаний и общей культуры, который необходим для приобретения подобного опыта.

Стало быть, задача обучения масс управлению вставала в первую очередь как задача приобщения их к самой элементарной культуре, прежде всего к простой грамоте, с тем чтобы создать предпосылки для освоения культурного наследия и развития на этой основе новой, социалистической культуры. И наоборот, задачи культурные [С. 284] выступали как непосредственно политические задачи социалистической революции, как важнейшее условие ее окончательной победы.

Уничтожая старое общество, пролетариат сохраняет и использует то ценное, что было этим обществом создано. В этом состоит один из важных моментов, характеризующий позицию пролетариата по отношению к свергаемому им капиталистическому строю. Если насилие представляет собой необходимое средство политической победы рабочего класса, завоевания и сохранения им власти, то способность его не только ценить культуру, но и приобщить к ней массы, использовать в интересах построения социализма является условием его моральной победы над буржуазией, и прежде всего над той ее частью, которая испокон веку считала себя единственно достойной хранительницей культуры, — над буржуазной интеллигенцией. Имея в виду последнюю, В. И. Ленин говорил, что, когда интеллигенты «увидят на практике, что пролетариат вовлекает в это дело (в дело культурного просвещения. — Авт.) все более широкие массы, они будут побеждены морально, а не только политически отсечены от буржуазии»[7].

Опираясь лишь на насилие, нельзя построить социализм, нельзя привлечь на сторону пролетариата ту часть интеллигенции, знания и опыт которой необходимы ему для осуществления своих задач, нельзя решить проблему •создания новой, социалистической культуры. «Скажут: вместо насилия Ленин рекомендует моральное влияние! Но глупо воображать, что одним насилием можно решить вопрос организации новой науки и техники в деле строительства коммунистического общества. Вздор! Мы, как партия, как люди, научившиеся кое-чему за этот год советской работы, в эту глупость не впадем и от нее массы будем предостерегать»[8].

Своеобразие социалистической революции, передавшей политическую власть в руки рабочих, состояло, по словам В. И. Ленина, в том, что она явилась не результатом, а предпосылкой создания материальных и духовных основ социалистического общества, открыла путь развития цивилизации (прежде всего индустриализации) страны не в ее классически буржуазной, а в социалистической форме. В ходе революции пролетариат завоевал для себя не совсем [С. 285] обычные условия для дальнейшего роста цивилизации[9], поскольку в большинстве своем массы не только не были подготовлены к восприятию социалистической культуры, но и «не доросли» даже до буржуазной культуры, не освоили те элементы общеобразовательной и технической грамотности, которых требуют от работника условия развитого промышленного производства. «Полуазиатская бескультурность» являлась одним из самых опасных и тяжелых наследий царизма. «В то время, — писал В. И. Ленин, — как мы болтали о пролетарской культуре и о соотношении ее с буржуазной культурой, факты преподносят нам цифры, показывающие, что даже и с буржуазной культурой дела обстоят у нас очень слабо»[10]. Этим объясняется и другое замечание В. И. Ленина: «…нам бы для начала достаточно настоящей буржуазной культуры, нам бы для начала обойтись без особенно махровых типов культур добуржуазного порядка, т. е. культур чиновничьей, или крепостнической и т. п.»[11].

Чтобы направить дело образования и просвещения рабочих и крестьян в русло социалистического строительства, необходимо было «соединить школу с политикой», т. е. связать задачу культурного роста масс с задачей социалистического развития, с организацией государства и экономики на новых, демократических и социалистических началах.

Таким образом, с первых шагов социалистического строительства проблемы развития культуры и демократии были органически связаны, что вытекало из самой сути Октябрьской революции, открывшей перед трудящимися «дорогу самостоятельного творчества новой жизни»[12].

Разрабатывая план культурной революции, В. И. Ленин постоянно подчеркивал непосредственную связь культурных и организационных задач. В выявлении и поддержке организаторских талантов в массах он видел важнейшую часть практической культурной работы, имеющей целью вовлечение масс в процесс социалистического строительства. Иначе говоря, эти задачи он рассматривал в плане организации сознательной самостоятельной творческой деятельности трудящихся масс, поскольку строительство социализма могло осуществляться только как их [С. 286] кровное дело, как их самодеятельность во всех сферах практической и хозяйственной жизни, в созидании новых общественных отношений, новых форм общения.

Практические задачи организации масс для осуществления всемирно-исторических свершений революции требовали постоянной кропотливой работы и могли быть осуществлены лишь в том случае, если становились непосредственным содержанием повседневных дел миллионов, трудящихся, которые на собственном опыте должны были постигать их значение и осознавать преимущества нового общественного строя. В. И. Ленин подчеркивал диалектическую взаимосвязь всемирно-исторических и практически-будничных задач в постановке и решении проблем культурного строительства. На первый взгляд может показаться, что речь идет об элементарных требованиях — добиться того, что было уже достигнуто в условиях капитализма. Даже термин «культурная революция» В. И. Ленин впервые вводит в оборот в связи с такими «простыми» требованиями, как необходимость учиться «культурно торговать», «культурно хозяйствовать».

Однако за этими задачами В. И. Ленин видел и раскрывал их всемирно-исторический смысл: науку культурно хозяйствовать должны были постичь сами массы, чтобы организовать коллективное хозяйство. Не случайно задача эта ставилась В. И. Лениным в связи с проблемой коллективизации — организации новых принципов и форм ведения общественного хозяйства, т. е. с созданием новых общественных отношений, с производством самих форм общения. Учиться культурно хозяйствовать в этих условиях означало для масс осознавать себя действительными хозяевами производства, собственной общественной жизни и действовать в соответствии с этим сознанием.

Та же диалектика характерна и для ленинского подхода к организации всенародного учета и контроля, которые он рассматривал как важнейшее условие победы социализма, поскольку в них видел действенные формы и пути становления социалистического сознания трудящихся, осознания ими общности их интересов и силы их объединения, т. е. их собственной общественной сущности. В этих «обыденных» задачах раскрывались кардинальнейшие проблемы эпохи, обозначались практические шаги перехода от капитализма к социализму.

Таким образом, вовлечение самих трудящихся в разработку конкретных форм этого перехода способствовало осознанию ими всемирно-исторического смысла [С. 287] осуществляемых социалистических преобразований н являлось важнейшим фактором формирования нового человека, занимающего активную общественную, гражданскую позицию в борьбе за социализм и рассматривающего эту борьбу как свое кровное, личное дело. Эта непосредственная взаимосвязь всемирно-исторического, всеобщего (борьба за социализм) и повседневно-практического в деятельности индивидов и является возвращением человека «к себе как к человеку общественному». Она означала воспроизводство на новой основе единства индивида и общества и соответственно «возвращение» от отчужденных, вещных отношений к отношениям личностным, вытекающим из общности интересов и целей, реализуемых индивидами в совместной, сознательно организованной деятельности.

Господство людей над результатами своей совместной деятельности возможно лишь в том случае, когда последняя осуществляется добровольно, сознательно и планомерно, т. е. при активном, творческом участии каждого члена общества. Следовательно, для того чтобы производительные силы на деле стали собственными сущностными силами трудящихся, необходимо поставить условия труда, сам труд и его результаты под контроль масс. Этому служит обобществление собственности на средства производства и соответствующее «обобществление деятельности», прежде всего по управлению общественным производством и регулированию распределения, которая в современном обществе получает наиболее концентрированное выражение в форме политической деятельности.

Первый акт социалистической революции — переход государственной власти в руки пролетариата — и означает, что политическая деятельность перестает быть «собственностью» буржуазии и становится (вначале по необходимости — лишь в принципе) сферой приложения творческих сил всех активных членов общества. В политическом плане этот акт знаменует собой смену мнимой общности старого общества — государства эксплуататоров — подлинным коллективизмом осознающих общность своих интересов трудящихся масс и одновременно является первым шагом к осуществляемой в ходе коммунистического строительства ликвидации политики как особой сферы общественного разделения труда, — к отмиранию государства. В экономическом плане завоевание массами политической власти выступает как средство для присвоения обществом всего общественного богатства, отчуждавшегося ранее эксплуататорскими классами, т. е. как средство [С. 288] ликвидации антагонистического разделения труда и форм частной собственности. В культурном отношении этот акт, будучи выражением подъема социальной активности масс, одновременно служит предпосылкой преодоления противоположности между умственным и физическим трудом, а следовательно, свободного и всестороннего развития творческой инициативы, расцвета духовных сил всех членов общества.

Но если для победы в вооруженной борьбе организованный авангард трудящихся опирается на энтузиазм, на классовое и политическое чутье масс, то для организации планомерного социалистического созидания этого недостаточно. Для этого нужны знания, политическая грамотность, марксистская убежденность, основанная на овладении научным мировоззрением. Поэтому В. И. Ленин подчеркивал, что для построения социалистического общества Необходимо политическую революцию дополнить революцией культурной, революцией в умах, в сознании масс трудящихся. «…Чтобы управлять, — говорил он, — нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование»[13]. Это еще в большей степени относится к управлению социальными процессами и духовной жизнью общества. Некомпетентное руководство могло привести к громадным потерям. Поэтому с первых шагов социалистического строительства партия рабочего класса и социалистическое государство проявляют заботу о том, чтобы массы, сферой приложения творческих сил которых, становится общественно-политическая деятельность, осваивали все достижения культуры и ставили на службу революции завоевания человеческого гения.

Характерно, что первым юридическим актом Совнаркома, утвержденным В. И. Лениным 27 октября (9 ноября) 1917 г., т. е. в первый день работы Советского правительства, был Декрет о печати, пресекавший деятельность-реакционных газет, используемых свергнутыми классами-для того, чтобы «отравлять умы и вносить смуту в сознании масс»[14].

Вскоре после этого В. И. Ленин пишет проект резолюции о свободе печати, вносит конкретные предложения [С. 289] об организации публичной библиотеки в Петрограде. Эта записка начинается словами, раскрывающими корни той особой заботы, которую проявлял вождь революции о развитии культуры. «Чтобы разумно, осмысленно, успешно участвовать в революции, — писал В. И. Ленин, — надо учиться»[15]. При этом он подчеркивал, что начатая Октябрьской революцией коренная перестройка культуры — процесс сложный и длительный, включающий массу разнородных по характеру, содержанию и объему задач, связанных с необходимостью «переварить, претворить… в жизнь» политические преобразования революции, на что требуется «работа целых десятилетий»[16].

Задачи, предусмотренные ленинским планом культурной революции, условно можно разделить на три основные группы, различаемые по их содержанию и практическим целям.

Первая непосредственно связана с тем, что политический и социальный переворот в России предшествовал «тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим»[17]. Социалистическая революция в России должна была решить ряд проблем, которые по существу относились к буржуазно-демократическим преобразованиям и в ряде стран в основном решались еще в рамках капитализма, — это ликвидация неграмотности и приобщение масс к элементарным знаниям, отделение церкви от государства и школы от церкви, развитие средств массовой информации и т. д.

Очерчивая этот круг проблем и даже употребляя по отношению к ним термины «культурный переворот» и «культурная революция», В. И. Ленин имел в виду масштабы и значение стоящих перед пролетариатом России первоочередных задач, а не определение сущности культурной революции как общей закономерности перехода от капитализма к коммунизму. Он говорил, что эти задачи обусловлены особенностями революции в России, где царизм усиленно насаждал невежество, распространял наиболее реакционную, черносотенную идеологию. Поэтому важно было прежде всего преодолеть тяжелое наследие крепостничества, культурную отсталость, засилье реакционной культуры[18], с тем чтобы достигнуть уровня [С. 290] «обыкновенного цивилизованного государства Западной Европы»[19].

Эти задачи относились к общедемократическим преобразованиям, осуществляемым социалистической революцией. В условиях диктатуры пролетариата они, однако, приобретали новое социальное содержание, поскольку достижения культуры ставились на службу трудящимся, что создавало реальные предпосылки для перестройки всей культурной жизни общества на социалистических началах.

Вторая группа задач связана с необходимостью «соединить победоносную пролетарскую революцию с буржуазной культурой, с буржуазной наукой и техникой, бывшей до сих пор достоянием немногих»[20]. К ним относится обеспечение доступности для масс культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями, передача в руки трудящихся материальной базы культуры, установление контроля над деятельностью буржуазных специалистов, развитие народного образования и создание на этой основе собственных кадров интеллигенции. Иными словами, речь шла об обобществлении средств духовного производства, о «перераспределении» культурных ценностей с целью ликвидации монополии имущих классов в этой сфере, т. е. об экономических и политических мерах в области культурного строительства, обеспечивавших условия для культурной революции.

Сущность культурной революции характеризуется третьей группой задач, предусматривающих доступность массам не только культурных ценностей и благ, но и самого творчества в любой сфере жизнедеятельности общества. Осуществление их определяет содержание и направленность задач, относящихся к первым двум группам. Так, коренной переворот в распределении и потреблении массами культуры в полной мере может быть осуществлен лишь на базе качественного изменения роли трудящихся в культурно-историческом процессе. Изменение распределения и потребления ценностей само по себе не может служить основой революционных преобразований культуры, поскольку характер удовлетворения потребностей людей всегда зависит от характера их деятельности.

Культурные потребности индивида определяются в конечном счете господствующими социальными отношениями и его ролью в системе этих отношений, т. е. его местом [С. 291] в конкретной производственной в общественной жизнедеятельности общества. «…Действительное духовное богатство индивида, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — всецело зависит от богатства его действительных отношений»[21].

Активное участие в социальном творчестве превращает культуру во внутреннюю потребность человека. После революции, отмечал В. И. Ленин, потянулись к знаниям те слои трудящихся, которым раньше эти знания были недоступны и ненужны. Условия дореволюционной России не порождали у целых слоев населения потребности в культуре, тогда как революция сделала для них культуру необходимой. Чем ответственнее задачи, стоящие перед людьми в области развития экономики и социальных отношений, тем больше должен быть культурный багаж, а следовательно, тем глубже духовные запросы этих людей, богаче их внутренний мир. А чем большее число людей вовлекается в решение важнейших общественных задач, тем полнее, быстрее и глубже развивается культура в целом. Подчеркивая эту взаимосвязь, В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин говорил, что «самое важное для культурной революции со времени завоевания власти пролетариатом уже имеется: это пробуждение, стремление масс к культуре. Растут новые люди, созданные новым общественным строем и творящие этот строй…»[22].

Превращение культуры во внутреннюю потребность масс и характеризует прежде всего сущность тех преобразований, которые вносит социализм в духовную жизнь общества. Массы трудящихся воспринимают теперь ту или иную совокупность знаний, представлений, эстетических и этических норм и т. п. целенаправленно, подчиняя это восприятие задачам активного самостоятельного творческого созидания. Такое качественное изменение субъекта культурно-исторического развития, соответствующее становлению всесторонне развитой, гармонической личности в процессе социалистического и коммунистического строительства, и составляет сущность культурной революции, характеризует культурную миссию социализма.

Приобщение трудящихся к культуре при социализме происходит на основе и в ходе развертывания самостоятельной социально значимой творческой деятельности масс, т. е. как процесс постепенного преодоления разделения [С. 292] общества на представителей умственного и физического труда, на «элиту» и массы. Этот процесс является основой формирования целостной всесторонне развитой личности, превращения каждого труженика в сознательного творца истории, все жизненные проявления которого суть самовыражение и самоутверждение его как Человека.

Революция открыла простор для развертывания творческих сил трудящихся во всех областях общественной жизни, создала возможности для их практического приложения, и это стало главным условием победоносного осуществления дела, начатого Октябрем. Развитие культуры как практическое творческое преобразование всей жизни на новых, социалистических началах — таков специфически социалистический путь приобщения масс к культуре.

Если развитие социального творчества масс является основным направлением культурной революции, то важнейшим критерием подготовленности масс к самостоятельному историческому творчеству служит знание объективных закономерностей развития природы и общества, т. е. научное мировоззрение, адекватно отражающее объективную действительность. Без овладения научным мировоззрением человек останется в полной зависимости от природной и социальной стихии. Соответственно и социальная деятельность его будет неминуемо ограничена этой зависимостью. Поэтому соединение культуры с массами предполагает соединение культуры с революционной теорией, научно выражающей коренные интересы этих масс. «Перед вами, — говорил В. И. Ленин, обращаясь к делегатам III съезда комсомола, — задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы»[23].

Таким образом, культурная революция — это целостный процесс формирования нового человека. Осуществляется она не сразу, а двумя последовательными этапами, совпадающими с этапами развития социализма.

На первом этапе надо было прежде всего преобразовать в соответствии с целями социалистического строительства всю систему образования и просвещения масс. В. И. Ленин подчеркивал огромное значение превращения школы [С. 293] из орудия классового господства буржуазии в орудие «полного уничтожения деления общества на классы»[24]. Поэтому одной из важнейших задач первого этапа культурной революции, ее основным звеном являлось создание новой, социалистической системы просвещения. Примечательно, что Народный комиссариат просвещения развернул свою работу, когда еще на подступах к Петрограду и внутри столицы не закончилась вооруженная борьба с контрреволюцией[25]. Уже через три дня после Октябрьского восстания нарком просвещения А. В. Луначарский поставил вопрос о перестройке всей системы народного образования, а через месяц было принято постановление «О реформе средней школы».

Созданная в первые годы социалистического строительства единая система образования не только открыла двери широким массам для овладения знаниями, но и была нацелена на формирование социально активной личности, на воспитание человека, ответственного за судьбы своей страны, за судьбы всего мира.

Как видно, культурная революция охватывает все стороны жизни общества. В ходе ее коренным образом изменяется структура культурно-исторического процесса, который все в большей степени становится результатом организованной и планомерной деятельности масс, что предполагает превращение деятельности каждого человека в любой сфере жизни в самодеятельность. Следовательно, сущность культурной революции заключается в формировании всесторонне развитого индивида, для которого освоение культуры выступает в качестве внутренней потребности — потребности, определяемой его собственной творческой деятельностью.

В полной мере это может быть реализовано лишь в процессе всего социалистического строительства. На начальном этапе его решались в основном две первые группы задач культурной революции. Третья группа, в которой концентрируется суть культурной миссии социализма, окончательно реализуется на завершающем этапе культурной революции в исторических рамках развитого социализма.

Содержание завершающего этапа культурной революции можно охарактеризовать лишь исходя из всего комплекса [С. 294] задач, стоящих перед обществом развитого социализма, так как в центре этого строительства стоит человек, его интересы, его развитие. Одной из важнейших характеристик всестороннего развития личности выступает превращение труда в первую потребность человека, предполагающее уничтожение социальной дифференциации людей в зависимости от занятости умственным пли физическим трудом, являющейся, по словам В. И. Ленина, одним из основных источников общественного неравенства[26]. Это может быть достигнуто только на основе высокого уровня развития производства, создающего предпосылки для окончательного преодоления остатков социального неравенства в формирования социально однородного общества. Это, далее, требует существенных изменений в сфере общественных отношений, направленных на преодоление дифференциации в области культуры, в том числе и по уровню потребления культурных благ (центр и периферия, город и село и т. д.), не говоря уже о том, что само это потребление на современном уровне требует основательного интеллектуального багажа, которым еще не обладают широкие социальные слои.

Прогресс в области производительных сил и социальных отношений представляет собой взаимосвязанные стороны развития самого человека. Создание материально-технической базы коммунизма и на этой основе ликвидация различий между умственным и физическим трудом, превращение сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустриального, все более полное превращение пауки в непосредственную производительную силу, переход всех отраслей народного хозяйства на интенсивный путь развития, совершенствование социальных отношений на основе научного регулирования общественных процессов, развитие социалистической демократии и форм самоуправления, улучшение условий труда и быта, повышение материального благосостояния народа — все эти и другие задачи можно и нужно рассматривать и с точки зрения их человеческого, культурного содержания, т. е. в плане окончательного осуществления целей культурной революции.

В процессе решения этих задач на основе и в ходе коренных преобразований в экономической и социально-политической сферах к активному, сознательному, социально значимому творчеству постепенно будет привлечена вся [С. 295] масса трудящихся, каждый человек. Основной путь к решению этой задачи лежит через претворение в жизнь курса, выработанного Коммунистической партией еще в первые годы революции, — вовлечение всех трудящихся в управление государством, политической и хозяйственной жизнью страны, в процесс формирования коммунистических общественных отношений.

В условиях сохранения общественного разделения труда вовлечение все более широких масс в социально-политическую деятельность является одним из наиболее действенных путей преодоления негативных для развития человека последствий самого этого разделения. Во-первых, в этой деятельности участвуют люди разных профессий, жизненного опыта, представители разных поколений и социальных групп; во-вторых, эта деятельность организуется самими ее участниками сознательно и добровольно, т. е. сама являет собой «продвинутый к коммунизму» тип общественных отношений. В-третьих, на какие бы конкретные (хозяйственные, экономические, культурные и пр.) задачи она ни была ориентирована, высшим назначением ее всегда является совершенствование отношений между людьми (производство самих форм общения).

Вкладом социализма в культурный прогресс человечества и в этом смысле одним из проявлений его культурной миссии является определение и реализация путей оптимального решения проблемы соотношения национального и интернационального в культуре. Социалистическая культура имеет интернациональный характер, но в этом своем качестве она не противостоит национальным культурам, а проявляется через них, не подавляет национальные моменты культуры, а служит основой развития и расцвета национальных культур, их взаимодействия и взаимообогащения. Руководствуясь ленинским положением о том, что «интернациональная культура не безнациональна»[27], Коммунистическая партия всегда выступала как против отгораживания национальных культур и их противопоставления друг другу, так и против национального нигилизма в области культуры, который, хотя и с другого конца, неизбежно порождает националистические настроения.

При этом следует иметь в виду, что национальная культура — понятие весьма емкое, которое не сводится к ее «национальной форме», что, конечно, не означает ее недооценки, но требует четкого различения понятий [С. 296] «культура нации» и «национальная форма культуры». Многие явления культуры, не воплощающиеся в национальные формы, тем не менее являются неотъемлемой частью культуры данной советской нации (народности), как и других наций и народностей[28].

При таком подходе к национальной культуре можно адекватно отразить культурные аспекты процессов укрепления единства и сплоченности социалистических наций, достижения их фактического равенства, формирования новой исторической интернациональной общности — советского народа.

Формирование и развитие интернациональной по характеру социалистической культуры является частью общего процесса интернационализации общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что уже при капитализме «на смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга»[29]. Втягивая все большее число стран в экономическое, политическое и культурное развитие, капитализм придал истории всемирный характер. Это обстоятельство выражается положением К. Маркса: «Всемирная история существовала не всегда; история как всемирная история — результат»[30].

Дальнейшим углублением этого процесса является интернационализация общественной жизни. Уже капитализм приводит в движение мощные факторы интернационализации в виде машинного производства, средств транспорта и связи, науки и образования, действующих на базе его экономических отношений. Особенностью нашего времени является резкое усиление научно-технических средств и возможностей интернационализации во всем мире, а в условиях социализма также снятие социально-экономических барьеров для развития этого процесса. В. И. Ленин указывал — и справедливость этих слов в наше время становится все более очевидной, — что «вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества все более интернационализируется уже при капитализме. Социализм целиком интернационализирует ее»[31].

[С. 290] В результате интернационализации общественной жизни при социализме расцвет и развитие наций и национальных культур и их сближение не выступают как разнонаправленные, противоречащие друг другу тенденции, а становятся процессами взаимообусловленными, дополняющими и ускоряющими друг друга. Идейной основой всех этих процессов при социализме является идеология пролетарского, социалистического интернационализма.

Важнейшей составной частью разработанной Коммунистической партией концепции развитого социализма является стратегия экономического и социального строительства, условием реализации которой является переход всех сфер общественного производства на интенсивные методы развития, ориентация на достижение эффективности и повышение качества работы, на экономию и бережливость. Такая установка выдвигает на передний план вопросы повышения социалистического сознания трудящихся, их организованности и дисциплинированности, квалификации и культурного уровня, их внутренней убежденности в правоте и непобедимости дела строительства коммунизма, чувства сопричастности к этому строительству. Следовательно, речь идет о более высоком уровне социальной активности и инициативы каждого человека на базе использования его способностей и талантов в интересах общества.

Единство производственных, социально-экономических и культурных преобразований в условиях развитого социализма находит отражение в том, что планы социального и культурного развития выступают в качестве важнейшей составной части народнохозяйственных планов. Более того, осуществление социальных задач коммунистического созидания, ориентированных на формирование сознательных строителей коммунизма, творцов истории, предстает как определяющая цель хозяйственного развития и как высший смысл всей жизнедеятельности советского общества. Это вытекает из основной стратегической задачи КПСС, исходя из которой определяются основные направления развития страны. «В восьмидесятые годы, — говорится в резолюции XXVI съезда КПСС, — Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществление своей экономической стратегии, высшая цель которой неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, [С. 298] увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей»[32].

Такая постановка вопроса предполагает комплексный подход к коммунистическому воспитанию, позволяющий «добиться на деле единства идейно-теоретической, политико-воспитательной, организаторской и хозяйственной работы партии»[33].

Коммунистическое воспитание осуществляется не путем простого соединения различных воспитательных воздействий на индивида; оно представляет качественно новый уровень взаимосвязи общества и личности. Речь идет о таком целенаправленном и целостном воспитательном воздействии общественной жизни на человека, которое формирует у него личностные черты, определяющие его активную включенность в деятельность по осуществлению идеалов коммунизма, т. е. его сознательное участие в создании тех условий, которые необходимы для реализации этих идеалов. Воспитательное воздействие социалистического общества ориентировано не только на добросовестное выполнение индивидом общественно необходимой работы как условие включения его труда в реализацию целей общества, но и прежде всего на привлечение его к выработке самих этих общественных целей как непосредственных целей своей деятельности.

Чем в большей мере общественная деятельность индивида выступает как его самореализация, самодеятельность, тем больше его деятельность по осуществлению этих целей приобретает социально-творческий характер, что, собственно, и предусматривается поставленной КПСС задачей формирования у каждого члена советского общества активной жизненной позиции.

Различные сферы общественной жизни и социальные институты, представляющие эти сферы, располагают специфическими возможностями, используют различные каналы, формы и методы подключения индивида к социально значимой деятельности. Однако действительных успехов здесь можно добиться лишь тогда, когда формы и методы будут органически включены в единую систему коммунистического воспитания, охватывающую собой все-стороны взаимосвязи «общество — личность» и ориентированную на всестороннее развитие каждого человека. Суть комплексного подхода выражается в единстве трудового, идейно-политического и нравственного воспитания; основной [С. 299] принцип этого единства содержится в ленинском положении об организации всей воспитательной работы таким образом, чтобы каждый ее шаг был непосредственно связан с конкретным участием человека в борьбе за общее дело социализма.

Для общества зрелого социализма характерны существенные изменения в условиях жизнедеятельности трудящихся, в уровне их образования, квалификации, сознательности, общей культуры и т. д. В этих условиях ленинский принцип органического единства знаний, убежденности и практического действия наполняется новым смыслом. Это находит непосредственное отражение в объективной необходимости комплексного подхода к процессу совершенствования развитого социализма, которое невозможно осуществлять при значительном отставании какого-либо из его участков.

Между поставленной КПСС задачей повышения эффективности и качества работы и выдвигавшейся В. И. Лениным задачей учиться культурно хозяйствовать существует преемственная связь. Речь идет об использовании всех преимуществ нового строя для достижения наивысшей производительности труда, об использовании имеющихся резервов на каждом рабочем месте, о научно-техническом прогрессе, режиме экономии и повышении организованности, сознательности и дисциплины, только на несравненно более высокой основе. Как и тогда, задачи эти непосредственно связываются с формированием нового человека, развитием личности.

Иначе говоря, выдвижение на передний план проблемы интенсификации производства, повышения эффективности и качества работы знаменует новый этап в организации коллективного исторического творчества трудящихся, опирающегося на развитие способностей каждого человека, с одной стороны, и на возрастающее осознание каждым общественного, всемирно-исторического смысла собственной деятельности на своем рабочем месте в своем коллективе — с другой.

Следуя по ленинскому пути, КПСС на нынешнем этапе связывает достижение идеалов коммунизма с решением узловых задач совершенствования всех сторон жизни развитого социалистического общества, что предполагает кропотливую, повседневную, «будничную» работу. Именно такой подход обеспечивает действенность социалистической культуры и вместе с тем реальность воплощения в жизнь принципов коммунизма. И не случайно впервые в [С. 300] истории в Конституцию СССР внесен специальный раздел, посвященный культуре и ориентированный на развитие творческой активности масс.

«Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие качественные изменения в производительных силах и соответствующее этому совершенствование производственных отношений, — говорится в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. — В тесной взаимосвязи с этим должны происходить и изменения в сознании людей, во всей надстройке общества. Усилия партии и народа концентрируются на задачах планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, реализация которых прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся»[34].


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 436.

[2] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 169.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 14.

[4] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 376.

[5] Там же, с. 377.

[6] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 168—169.

[7] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 167.

[8] Там же, с. 56.

[9] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 380.

[10] Там же, с. 363.

[11] Там же, с. 389.

[12] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 199.

[13] Ленин В, И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 215.

[14] Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1917, 1 декабря, № 1, с. 6.

[15] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 132.

[16] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 326—327.

[17] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 377.

[18] См. там же, с. 389.

[19] Там же, с. 364.

[20] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 59.

[21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 36.

[22] Ленин В. И. О литературе и искусстве, с. 667.

[23] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 308.

[24] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 116.

[25] См.: Смирное И. С. Ленин и советская культура. М., I960,
с. 212.

[26] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 96.

[27] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 24, с. 120.

[28] См.: Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М., 1979, с. 184.

[29] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 428.

[30] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 736.

[31] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 318.

[32] Материалы XXVI съезда КПСС, с. 136.

[33] Там же, с. 77.

[34] Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 -15 июня 1983 г., с. 67.