// Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 40-52.

«Цивилизация» — наиболее емкий термин для обозначения основных границ, разделяющих человечество в прошлом и настоящем. Однако научно несостоятельным считается любое суждение о цивилизации как едином, универсальном для всего человечества способе его существования. Автор анализирует концепции известных авторов теории цивилизации: А. Тойнби, С. Хантингтона и др., отмечая особенности их трактовок цивилизации, множественности цивилизаций, соотношения культуры и цивилизации. По мнению автора, отличие одной цивилизации от другой следует искать в типе религиозной веры, т. е. культуры в той ее части, в какой она еще не отделилась от культа. Каждая из великих цивилизаций имела свой пантеон богов или единого Бога, складывалась вокруг общего для себя религиозного культа. Религия — как бы последний рубеж между разными цивилизациями. Отсюда достаточно распространенная типология цивилизаций. Подразумевая, что цивилизация существует не в единственном, а во множественном числе, автор разбирает основные идеи концепции Н. В. Мотрошиловой о сути цивилизации. Общим для всех цивилизаций можно назвать отрицание варварства. Но почему цивилизаций много? И в чем тогда состоит это отрицание? Ученый, исследующий разные цивилизации, несомненно, должен иметь общее представление о том, что он обозначает этим термином, но отсюда еще не следует признания им существования универсальной цивилизации в настоящем или будущем. Пока реальным аналогом цивилизации как таковой служил образ жизни европейских народов. Но когда претензия европейца говорить от имени всей цивилизации была поставлена под сомнение, возникла традиция сравнивать цивилизации не с варварством, а друг с другом. Само слово «цивилизация» стало употребляться в значении не того общего, что есть между разными странами и народами, а того, что их отличает друг от друга. Чем же является цивилизация в качестве полной альтернативы варварству? Ответить на этот вопрос, считает автор, можно только одним путем: истолковав цивилизацию не как множество эмпирических фиксируемых разных цивилизаций, а как единый процесс становления одной общей для всех и, следовательно, универсальной цивилизации, по отношению к которой все существующие на данный момент «цивилизации» предстают как ее подготовительные фазы или ступени.

Читать далее: