«Вехи» были русским вариантом критики Просвещения. Критика интеллигенции ~ это критика просветительской идеологии, как она была представлена в России.   

Вопрос, который меня волнует в связи с обсуждением «Вех», я бы сформулировал так: почему при всем благородстве, возвышенности, обаянии той идеологии и позиции, которая была заявлена «Вехами», именно «Вехи» были обречены на поражение? Причем  поражение было неизбежным. А выиграли — их оппоненты. 

«Вехи» — это критика интеллигентского сознания, а не его апология. Победили же интеллигенты, а не «Вехи». И побеждают до сих пор. 

Почему веховская ставка на культуру, в конечном счете, до сегодняшнего дня кажется очень шаткой?  Мы знаем, что сегодня происходит в мире, кто задает тон, кто занимает командные высоты, и дело культуры кажется совершенно проигранным. 

На мой взгляд, в нашей истории победили интеллигенты. Кстати, авторы «Вех» — это и фиксируют. Но только это странная победа, она оборачивается поражением и трагедией самой интеллигенции. 

Прежде всего, хотел бы развеять одно часто встречающееся предубеждение: я сам когда-то очень верил в то, что интеллигенция — это исключительно русское явление. Это глубоко ошибочное мнение, и здесь я согласен с В.Ф. Эрном, который говорил, что русские обогатили мировую цивилизацию не явлением интеллигенции, а понятием интеллигенции. 

Людей, которые у нас считались интеллигентами, на Западе называли гуманистами, просветителями, пока Наполеон не придумал термин «идеолог». Поэтому «Вехи» — это первый, может быть, самый развернутый русский ответ на программу Просвещения. Этот ответ можно ввести в контекст революции — в наш исторический контекст. Но сама проблема существовала и в мировом контексте, потому что с конца прошлого века начинается тотальная критика просветительского проекта. 

«Вехи» были русским вариантом критики Просвещения. Были и другие варианты — начиная с Ницше, с философии жизни и прочее. Но критика интеллигенции ~ это критика просветительской идеологии, как она была представлена в России.   

Русский интеллигент — это русский западник, русский европеец. Это человек одних корней — этнических, религиозных, языковых — с народом, но по своему сознанию он западник. И в этом смысле русская интеллигенция -~ носители проекта Модерна, который так или иначе должен был осуществиться и в России. Другое дело, что внутри интеллигенции возник раскол, который  существовал и на Западе, —  раскол между либералами и социалистами. В России победил не либеральный, а социалистический вариант западничества. Победили интеллигенты, которые поддержали большевизм. 

Н.А.Бердяев  писал, что русская революция — это результат спора, существовавшего внутри интеллигенции. Не народ, а интеллигенты — творцы русской революции. Точно так же антибольшевизм, антикоммунизм, антисоциализм — это результат победы другого крыла русской интеллигенции,  тоже западнически ориентированной. В этом смысле мы наблюдаем торжество дела интеллигенции в России, которое, однако, оборачивается ее поражением и трагедией.

В чем здесь дело? В чем была уродливость просветительской программы, как она реализовывалась в России? Ведь из Просвещения вышли и либерализм, и социализм. Социалисты и либералы — одного корня. Большевики тоже по-своему реализовывали просветительский проект… Но в России интеллигенция  не смогла выполнить задачу, которую она выполнила  в европейской истории.  

Дело в том, что  интеллигенция — носитель не вообще культуры, а особого типа культуры — той, которая существует в письменной традиции, в отличие от культуры, сложившейся в устной традиции. Как только произошел разрыв между грамотными и неграмотными, в аграрном обществе возник зародыш того, что превратилось в интеллигенцию на Западе. Она стала носителем письменной культуры и сделала письменную традицию — традицией всего общества. 

Главное достижение  интеллигенции на Западе – в том, что ей удалось превратить народ в нацию, гражданскую,  политическую —  превратить народ в некоторое культурное и политическое единство. Таким образом, интеллигенция сумела соединить задачу культурного объединения людей с созданием потом национального государства. Это то, что и должна была делать интеллигенция: совмещая в себе эти две функции, она становится носителем единства культурного и политического, и тем самым выполняет свою историческую роль.

…Трагедия русской интеллигенции заключалась в том, что она поставила политику выше культуры. Она обозначила приоритет. 

У русской интеллигенции было две задачи: культурная задача — просвещать и политическая — освободить. Эти две задачи сначала совмещались — идея просвещения и идея освобождения сливались. А потом идея освобождения победила идею просвещения. Вот это и зафиксировали «Вехи». 

Политические цели оказались важнее культурных целей. (Кстати, партийное руководство  не Ленин придумал. Это придумала русская интеллигенция,  которая впервые заявила, что культура должна быть подчинена целям и интересам политики).  В этом  было первое поражение интеллигенции: политика, в конечном счете, обернулась антигосударственностью. И второе   поражение случилось , когда интеллигенция не поняла, что ее задача — не освободить народ, а превратить народ в нацию, в культурно-политическую общность.

Поэтому  авторы «Вех» обвинили интеллигенцию в  антигосударственности и в антинационализме. 

Трагедия нашей истории заключается в том, что русская интеллигенция, будучи явлением заимствованным, не выполнила ту историческую функцию, которую выполнила интеллигенция в истории европейских стран. Я не призываю к тому, что надо противопоставить интеллигентскомысознанию возврат к традициям или неким исконным основам.  Хочу сказать, что российская  интеллигенция не выполнит свою  историческую и культурную задачу, если она не соединится с просветительским проектом,  если просвещение не станет реальностью для большинства.

В этом состоит послание «Вех», которые  продолжают оставаться очень важным культурным символом.

*«Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», авторами которого были  русские философы начала XX века,  был издан в марте 1909 года в Москве.

**      Из стенограммы выступления  В.М. Межуева // Опубликовано в книге  «Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия:1998-1999». М.:  ИФРАН, 2000 , с.186-189